Размышления о Церкви

(продолжение)

Рассматривая современное харизматическое движение (и не только), нельзя не остановиться на одной характерной его черте – непререкаемый авторитет руководителя общины.

Еще совсем недавно те руководители в нашем городе, которых я более или менее знаю лично, были гораздо мягче, и, даже, демократичнее. Но сейчас ситуация потрясающим образом изменилась – во всех церквях проводится целенаправленная воспитательная работа по поднятию и укреплению власти и авторитета руководителя. Процесс идет сверху вниз, и что интересно, не останавливается! Власть поднимается выше и выше, а авторитет укрепляется все глубже и глубже. Методы используются очень простые, и во всех церквях практически одинаковые:

  1. Методично повторяющиеся проповеди о "данной Богом власти" руководителю.
  2. Здесь возразить что-либо очень трудно. Так и есть! Бог дает власть тем, кто пасет Божье стадо. Бог есть Бог порядка.

  3. Проповеди и беседы об опасности БУНТА в церкви.
  4. Здесь тоже все правильно. Действительно, есть люди, приносящие вред церкви своими действиями. Таких нужно останавливать. Но вот тут-то, когда заходит речь о методах воздействия, и начинается отклонение от Истины!

  5. Проповеди и беседы, направленные на поднятие авторитета руководителя.

Здесь, как правило, начинается явный перегиб. Подготовленные предыдущими стадиями обработки, члены церкви уже без всякой критики принимают каждое слово и утверждение руководителя на веру.

Они боятся даже думать иначе! Почему? Потому что в последнее время получил очень сильное распространение догмат о том, что возникшая в разуме критическая мысль в адрес руководителя – не что иное, как "нашептывание нечистых духов". Чуть ли не одержимость!

Есть очень известный духовный закон: "По вере вашей, да будет вам!". Очень важно в этот момент устоять, и не поверить в эту ложь сатаны (насчет того, что всякая критическая мысль в адрес руководителя – грех). Лично я, находясь в харизматической общине, прилагал неимоверные внутренние усилия, чтобы не поддаться этому всеобщему страху. Я не являюсь анархистом по убеждениям, но именно так назвал меня один из харизматических руководителей после откровенной беседы. За что? За то, что я пытался отстаивать право человека на критические суждения. Что же происходит? Просто у человека отбирается право мыслить независимо. Причем все это мотивируется заботой о самом человеке, заботой о стабильности в церкви.

Хорошо! Предположим, руководители добились своего, и в церкви, благодаря использованию этих весьма действенных методов, воцарилось всеобщее изумительное и трогательное до слез единодушие и спокойствие. Что дальше? Вот то-то и оно! Дальше - ЗАСТОЙ! (до боли знакомое слово, не правда ли? Где-то мы его слышали!..). Многим из нас известна истина – общество, лишенное свободы держится только на грубой силе и страхе. Мы сами жили в такой стране. Многим нравилось. Мне, почему-то, нет! Хотя, по большому счету, молчал, как и многие... Но общество – обществом! А что происходит в застойной церкви? Там царит страх! Люди начинают бояться самих себя – они боятся своих мыслей. Они борются сами с собой! Они перестают понимать, что справедливо, а что – нет. Что хорошо, а что – плохо. У Джорджа Оруэлла есть роман "1984". Там есть такой термин – "двоемыслие". Что он означает? Это когда в жестко-тоталитарной среде человек доходит до такого уровня "самосовершенствования", что не только говорит "правильно", но и думает соответствующим образом. Естественно, Дух в такой среде действовать практически не может! Что же тогда делать? Нужно начать производить движения! Самые разнообразные... Занятия, беседы, молитвенные служения и т.д. и т.п. На тот момент, когда я был в харизматической общине, основным занятием на домашней группе было повторение, и более углубленное изучение воскресной проповеди руководителя, по конспектам, к-рые члены дом.группы обязаны вести в воскресенье. Теоретическиничего плохого здесь нет! А если подумать?...

Лично я прихожу к такому выводу: большинство современных религиозных лидеров взяли на вооружение очень опасную трактовку учения о власти в церкви. В чем ее опасность? Пользуясь доверием новообращенных, руководители тоталитарных церквей, сознательно или неосознанно, манипулируют сознанием подвластных им людей, формируя их психику так, как считают правильным. При этом используется универсальное сильнодействующее средство – СТРАХ! "Не иди против руководителя – Бог может тебя наказать! Вспомни Авессалома! (Корея, Дафана, Авирона, Аарона, Мириам...)".

Давайте рассмотрим только лишь одно место из Нового Завета: "Но если бы даже мы или Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема. Гал.1:8". Ап.Павел хочет чтобы мы усвоили одно правило: "Павел, и вообще, кто-бы то ни был, всего лишь люди! Великие Божии мужи, совершающие чудеса, созидающие Церковь, терпящие гонения и страдания ради Истины, но вместе с тем – просто люди". Такие же, как и мы с вами! Павел не сказал: "Но если бы даже Ангел с неба стал благовествовать вам не то, что мы благовествовали вам, да будет анафема". Зачем он добавил "мы"? Потому что для него важнее был авторитет Истины, чем свой собственный! Он был человеком дела, и прежде всего, болел за дело. За наше общее ДЕЛО.

В принципе, я думаю, ничего непоправимого в данной ситуации не произошло. Имеют место вещи очень неприглядные, можно даже сказать, страшные, но поправимые. Нужно только признать ошибочность некоторых учений, как бы это сложно ни было. Признать руководителям, да вообще всем, кто находится под влиянием этих ошибочных догм!

Виктор.

 

Hosted by uCoz