Рационализм, рациональность и "рационализация" в протестантизме.

 

Начиная эту статью, заранее прошу прощения у всех, кого мысли, изложенные в ней, могут задеть и показаться направленными конкретно против мировоззрения читающего. Честное слово, мотивом написания статьи был не выпад против кого-либо, а просто изложение мыслей автора! Вообще-то написание и публикация материала в Инете – прекрасный способ проверки и испытания на прочность каких-либо собственных устоявшихся стереотипов, успевших оформиться в стойкое мировоззрение и даже – мироощущение!

Итак, приступим, господа присяжные заседатели!

Для начала хочу задать один очень простой вопрос: " А что же, в сущности, представляет собою протестантизм?" Но попрошу не обольщаться – академического ответа давать не намерен. Таких ответов есть очень много в энциклопедических словарях и в карманных цитатниках для партийных пропагандистов-агитаторов былых, "очень интересных" времен.

Идя путем логическо-философо-психологических упрощений, к настоящему моменту моей жизни я пришел к выводу, что протестантизм не совсем является христианством. Если рассматривать эти явления ( каждое особо ) с самого начала их возникновения, то можно увидеть следующее : христианство возникает как ответвление иудаизма. В самом начале никто еще ничего толком понять не может. Разграничения, как такового, между иудаизмом и христианством еще долго не произойдет, несмотря на многочисленные гонения и преследования христиан со стороны "правоверных" иудеев. Почему? Потому что отправной точкой возникновения Церкви была не "четвертая поправка к третьей статье", не уточнение ( пусть и самой основной ) теологической истины, а живой Мессия, и взаимоотношения с Ним первых учеников. Естественно, что по сравнению с этими, ни с чем не сравнимыми, переживаниями вопросы самоидентификации, как секты, религиозного течения или еще чего-нибудь такого – меньше всего интересовали Апостолов и их собратьев по вере на тот момент. Апостолы действовали по наитию свыше, и если критиковали фарисеев и иже с ними, то только то, что поручал им Дух. Они не задавались целью разработать подробное и систематизированное учение, которое можно было бы использовать как фундамент к полному обособлению от "неверующих Иудеев". В этом был какой-то "момент неясности", так тревожащий склонную к педантизму душу современного цивилизованного человека! Действительно, почему бы им не собраться вместе, и не выработать сообща вполне конкретные тезисы, как относиться к Иванову, Ананьеву или к Каиафову? Да все и так было понятно! И их сплачивала не идея, не безупречные теологические выкладки, а живое общение с Богом. Они были поглощены тем, как эти отношения поддерживать и развивать. И больше всего боялись их потерять!

А как же протестантизм? Возьмем хотя бы того же Лютера. Его заслуги в деле освобождения всего человечества от гнета Католической Церкви неоспоримы. Но ведь не секрет, что он сам не ставил перед собою цель создания нового религиозного течения, и до конца жизни считал себя католическим священником. Своим же последователям он говорил: " Не называйте себя лютеранами!" Им двигала исключительно любовь к Истине, полученная благодать общения с Духом Святым и страх потерять это общение. Он был прежде всего монахом, и так его и называли друзья и враги! Его интересовали вопросы сугубо духовные, и по настоящему компетентен он был только в них. Но процесс пошел, "лед тронулся" и траектории его движений уже не зависели никоим образом от первого нанесшего удар по ледяному панцырю! Точка приложения силы для этого удара была найдена с ювелирной, можно даже сказать, нечеловеческой точностью. Огромные внутренние напряжения этого толстенного замерзшего ( до поры, до времени) слоя сразу же начали свою работу! Читали ли вы где-либо, что первое христианство явилось источником хотя бы одной религиозной войны? (Я имею в виду период Первой Церкви) Протестантские же идеи сразу послужили причиной множества религиозных войн, мелких вооруженных конфликтов и прочих ссор и дележек власти! Почему? Да потому что первых христиан если и гнали, то войны на религиозной почве произойти никак не могло! Потому что они не отвечали свои обидчикам! А протестанты – отвечали. Да еще так, что даже доблестным мушкетерам А.Дюма мало не показывалось

Еще раз прошу прощения из опасения быть неправильно понятым. Уточняю – вообще-то я сам "рожден" протестантом, да и горжусь этим! Но есть одно "но"…

Итак – я, например, родиной того же "русского баптизма" считаю Германию. Хорошая страна, очень положительный и основательный народ. По выражению одного моего знакомого, если немец учится быть рабочим строительной специальности, то, "как минимум год он проходит курс, как закручивать 327 видов шурупов в 1024 вида дерева". Это конечно – шутка, и не более того. Каждая национальность обладает своими ментальными особенностями. Я, например, украинец. "Мрачный хохол", как охарактеризовал украинцев Достоевский в "Записках из Мертвого Дома". Что-то в этом таки есть! Итак – наша ( протестантов ) "духовная родина" – Германия. Принимая лютеранство, человек ведь впрямь становится немцем! вы не поверите, а я своими глазами видел, как это происходит ( у меня один друг стал лютеранином ). Итак, идем дальше – основные черты немецкого национального характера очень ярко проявляются в их средстве религиозного самовыражения – лютеранстве. Здесь можно сделать паузу, чтобы ответить на одно возражение: " Стоп! А как же баптисты? Они-то ведь англичане?" Англичане-то англичане, но так получилось, что в нашу загадочную страну раньше-то приехали немцы-колонисты, то бишь "штундисты", и научили наших "правоверных православных" так, как сами понимали. А сыны далекого Альбиона были далеко в основной своей массе. Так вот и привилось – теологически более "чистое" учение баптизма, с "лютеранской ментальностью", со всеми вытекающими отсюда последствиями.

Еще один реверанс с моей стороны, еще раз "гран мерси" та "вэликэ sorry"! Простите дилетанта Козьму Иоанновича!

Итак… о чем это я? Да! Итак, после Лютера сразу же начался подъем рационализма в теологии (протестантской). Пересматривались и упразднялись одно за другим масса ненужных постановлений, и все это делалось с очень большим энтузиазмом и эмоциональным подъемом. И в этом можно понять людей, измученных вековыми "непонятками" и "заморочками" фантазеров-клерикалов. Писание, после долгих лет, стало вновь доступно широким массам верующих. Это – однозначно хорошо! Но в бурлящем водовороте человеческих страстей Эпохи Реформации, на мой взгляд, мало было "островков благодати" подобных Первой Церкви.

Итак – в первом случае отправная точка – Воскресение Мессии, полученная благодать Святого Духа, деятельность Апостолов в деле создания Церкви.

Во втором – провозглашение догмата "Праведный – верою жив будет", и, одновременно, ниспровержение авторитета Папы, а вместе с ним, и претензий на "духовный монополизм" Католической Церкви.

Разница, на мой взгляд, состоит в том, что Апостолы меньше акцентировали внимание на критике "духовно власть предержащих", а больше были поглощены развитием отношений с Богом.

Вот здесь разрешите мне закончить это краткое вступление и перейти, в сущности, к центральному вопросу статьи. В качестве иллюстрации предлагаю один очень поучительный эпизод из моей жизни.

Когда я еще был очень молод, сразу же после вступления в брак, я положил себе за правило – со всех моих денежных поступлений обязательно покупать жене цветы. А так как на тот момент поступления были хоть и небольшие, но почти ежедневные, то все шло просто замечательно! Супруга очень радовалась и ценила такие признаки внимания и любви. Но на тот момент я практически ничего не знал о психологических отличиях мужчины и женщины! И в один прекрасный день мне приходит очень логически обоснованная и трезвая мысль заменить символ оказания внимания на что-либо более полезное в хозяйстве. Я все время мучался вопросом: " Ну почему им нравятся цветы? Ведь это так непрактично! Они – вянут и превращаются в траву, и их приходится выбрасывать. " Эта мысль не давала мне покоя, и однажды я предложил ей заменить цветы на шоколадки, коробки с конфетами, кастрюльки и проч. Она согласилась! О, несчастный! Зачем я поверил! Со временем я совсем перестал дарить ей цветы, и у меня сформировалось вполне "христианско-протестантское" отношение к этому, как к "мирскому предрассудку".

Все это я вот к чему – не всегда рационализм полезен! На мой взгляд – лютерано-баптизм основательно "обкарнал" христианство. Ведь есть вещи, непонятные пока нам, очень тонкие, едва уловимые или вовсе неуловимые, но, тем не менее, стоящие в основании. Мой сын спрашивал меня как-то: "А зачем ты делаешь столько всего, чтобы выключить компьютер? Можно же просто нажать на кнопку и выключить!" Как могу, объясняю ему, что такое "корректный выход"…

Но в самом рационализме, как в мировоззрении, и в рациональности, как в черте характера полбеды (при злоупотреблении). Гораздо более опасное явление представляет собою в религиозных общинах нечто, именуемое психологами "рационализацией".

По определению – "рационализация", это – не рацпредложение на производстве. Это – гораздо хуже! Рационализация – это некий "психический механизм" дающий индивидууму четкое логическое обоснование явления, природа которого недоступна его ( индивидуума ) пониманию. Вспомните друзей Иова! Думали-гадали, и нашли таки выход! Логическая цепочка грех-болезнь-Иов как-то сама собою и выстроилась! "Лучше бы вы молчали!" – говорит им великий страдалец. Не посочувствовал он им! Не вник, что им, может, еще тяжелее, чем ему было сидеть с полным вакуумом в голове! Вот матушка-природа и выручила ( не терпит же ведь она пустоты! ). Со свистом в вакуумированные сосуды для мышления влетела спасительная логическая цепочка, сразу дающая ощущение полного блаженства от осознания полной определенности в столь неординарной ситуации. Больше примеров "спасительной" рационализации приводить не хочу, дабы не расстраиваться. Тем, кто хорошо знаком с обыденной жизнью протестантской общины эти примеры и не нужны. Слишком глубокие борозды оставляет после себя плуг "братских расследований"! Слишком хорошо и надолго запоминаются "здравые рассуждения"! Да и чего греха таить – по непониманию сам сколько раз пальцем показывал на болящих и страждущих, вместо того, чтобы проявить безусловную сострадательность и милосердие, подобно тому, как Бог сострадает нам и милует нас! И что самое интересное – ведь до того, как стал протестантом, то обладал этой самой безусловной сострадательностью даже в армии! Ну да ладно! Люди – не виноваты! Виноват образ учения… Резанули где-то что-то когда-то, что показалось кому-то ненужным, вот и результат "на лице"!

Вот такие вот мысли!

Простите за, возможно, некоторую незавершенность изложения мыслей, но мне кажется, что так и нужно!

Виктор

Hosted by uCoz