О званных и избранных, или чем полнятся сети.
Бесспорно: с самых наших христианских “пелёнок” мы знаем, что “много званых, но мало избранных”. Эта фраза, как будто бы не оставляющая сомнений в своей однозначности, стала крылатой. А за это ее постигла участь всех крылатых фраз: весьма редкое наше проникновение в ее глубинный смысл. Притча же, из которой она произошла, зачитывается нами торжественным голосом в случаях, когда речь идет о вечной жизни, либо о Божьем суде, ей предшествующем (Мф. 22:1-14; Лк. 14:16-24). И вот здесь запинающимся голосом хочется спросить: а в отношении этой, земной, жизни притчу понять никак нельзя? И сразу услышать ответ: “А вот это, молодой человек, не нашей с Вами компетенции дело – решать, кто здесь званный, а кто избранный! Это один Бог знает!” И еще ряд поучений, которые цитировать не буду, дабы не отвлекаться от темы. Да и потому, что они правильны и всем очевидны. Позвольте мне все же сказать о другом: не кажется ли Вам, что на почве раздачи “званных приглашений” церковь гребёт обочину кубовым ковшом? Если не кажется, то не могли бы Вы уделить некоторое время для знакомства c размышлениями столь скромной персоны, как я?
Насколько мне известно, в мире насчитывается около 23 000 христианских деноминаций, из них примерно 22 000 – одних только протестантских. Естественно, среди этого обилия выделяется, ну, максимум, пару десятков всем христианам известных. Они разнятся по характеру общинной жизни, учению и контингенту (извините за слово). Остановимся на “контингенте”. Если присмотреться внимательнее, христианские (и псевдо-христианские) деноминации и группы различаются отсутствием программ привлечения этого самого “контингента” (и тогда он в них, в общем-то, ничем не отличается один от другого), либо наличием таковых (и тогда… о, эту мысль лучше начать с абзацаJ )).
И тогда мы можем наблюдать явление, столь же наглядно описанное в притчах Господа Иисуса, сколь упорно нами не замечаемое. А именно: явление повального проникновения на “брачный пир” людей “не в брачной одежде”. Я не ставлю своей целью указать на то, какие именно деноминации, группы или отдельные церкви допускают его у себя, - это не очень объективное, и на мой взгляд, лишнее дело, - я лишь хочу рассмотреть само явление, иногда просто приводя примеры.
Когда-то, еще в тинэйджерском возрасте, я прочитал биографию всем известной британской группы “Битлз”, которую написал некий Хантер Девис. В ней описывается случай, когда в резиденцию “Битлз” приехал англиканский священник. Его визит был странным сам по себе, учитывая репутацию битлов как злостных богохульников. Каково же было их удивление, когда он пригласил их в церковь, “хотя бы на минутку”, на какое-то праздничное богослужение. Тпррррррруу!! Спокойно! Не торопитесь восхищаться любовью христианина к заблудшим грешникам! Почитайте лучше, что ответили догадливые сыны века сего: “Вы же знаете, что мы неверующие! Почему бы Вам не улучшить качество Вашей продукции, вместо того, чтобы привлекать нас в виде приманки?”. И отказали. Пролепетав в итоге что-то вроде “о, я понимаю, как Вы заняты”, священник быстро ретировался. Вполне очевидно, что он хотел таким образом привлечь тысячные толпы молодежи, этот столь важный “контингент”, на свой праздник в церкви. Тогда, прочитав эту историю, я не придал ей значения. Сейчас же,
будучи христианином, я испытываю некое неприятное чувство при воспоминании о ней. Но, увы, это лишь вступление в тему.Этот мир очень ценит известность, популярность и финансовую значимость. Причем это работает настолько, что стоит только человеку стать известным, как он начинает грести деньги лопатой, не прилагая особых усилий, за одно лишь имя. Эта страсть мира настолько сильна, что церковь часто бывает не в состоянии преодолеть искушение и не использовать ее “ради дела благовестия” (а заодно и собственного имиджа в глазах общественности). Разумеется, она позволяет этой страсти проникнуть в свой “внутренний двор”, но что это в сравнении с возможностью “принести большой плод в Царствие Божие”? К тому же стыдно ведь будет за Евангелие, если оно, будучи таким здравым и совершенным, будет привлекать одних только “нищих, увечных, хромых и слепых” (Лк. 14:21).
Даже такое, казалось бы, не нуждающееся во всеобщем признании, православие, не лишено тщеславия, когда речь заходит об именах. Андрей Кураев, один из видных умов современного православия, в своем труде “Протестантам о православии” в главе “Конфликт интерпретаций” пишет следующее: “Впрочем, я готов взять назад свои слова о бескультурьи американских сект — но лишь в том случае, если мне напомнят о каком-либо великом художнике-баптисте, о глубоком философе-пятидесятнике, крупном мыслителе-адвентисте или тонком поэте из секты с громким именем "Слово жизни"”. Хотя отразить этот иронический выпад протестантам будет непросто, бросается в глаза другое: не осмелился бы его сделать отец Кураев, не будучи уверенным, что сможет достойно встретить подобное же нападение щитом из, скажем, Достоевского(Гоголя)-писателя и Соловьева-философа, принадлежавших, несомненно, к православной церкви. Хотя, строго говоря, эти высоко мыслящие люди, подобно писателю К.С. Льюису (или вот еще: Сельма Лагерлёф), вообще не имели ярко выраженной деноминационной окраски.
И вот, Церковь Иисуса Христа, неудовлетворенная своей ролью в мировой истории, а также отдельные деноминации и группы, уж совсем неудовлетворенные своим общечеловеческим значением, начинают предпринимать действия, больше напоминающие экспансию, чем распространение Евангелия (должен сказать, что некоторые и не стесняются использовать слово “экспансия” в своем лексиконе)
. Для тех, кто не видит отличия, поясню, что распространение Евангелия есть вдохновленное Богом стихийное действие верующих, доносящее спасающую весть о Христе всему окружающему миру. Все происходит так, что не видно концов: кто все затеял и каковы масштабы результатов. Вся слава неизбежно присваивается только Богу. Экспансия же никогда не бывает стихийной. Экспансия – это стратегия, зарождающаяся в мозгу человека. Если мозг высокоорганизован, имеет место сплетение нескольких стратегий. Здесь не важно действие, здесь важен результат. Он должен быть высоким, впечатляющим, наглядным, чтобы экспансия стала магнетической. И подается все это как вдохновленное Богом действие.Но эти горе-стратеги неизбежно попадают в одну и ту же яму, в которую сваливаются все слепые поводыри (хотя, признаться, я не склонен их считать такими уж наивными).
Внимательно прочтем Мф. 22:1-14. Царь делает брачный пир для своего сына. Он посылает рабов “звать званных на брачный пир”, то есть звать тех, кому и так ранее уже были высланы приглашения. Разумеется, речь идет не об особо праведных. Речь идет о нужных людях, то есть целевой аудиторииJ ). Поэтому они и ведут себя соответственно (см. стихи с 3 по 6). Им же есть что терять! Зачем переться на какой-то брачный пир в честь чьего-то сына, если в это время можно приумножить свое состояние и избежать ненужных затрат на подарки? А повторное такое навязчивое приглашение – это ж вообще наглость! Стих 8: “Тогда он говорит рабам своим: брачный пир готов, а званные не были достойны”. Видимо,
события 7-го стиха произошли так быстро, что тельцы и все заколотое еще не успело испортитьсяJ ) И тогда он приказал рабам идти по всем дорогам (“на распутия”) и звать на пир всех, кого найдут. Рабы пошли и собрали “всех, кого только нашли, и злых и добрых”. То есть, без разбору. И мы можем только представить удивление и благоговейный трепет тех, кого не то, что в царский дворец, - в боярские хоромы в сенях постоять не пускали! Все должны были оценить этот жест, одеться и предстать в самом лучшем виде. Оказалось, не все… И вот, когда пир уже в разгаре (предполагаю), царь, выйдя посмотреть возлежавших, обнаруживает одного человека не в брачной одежде. Царь, удивленно, но очень дружелюбно спрашивает: “друг! Как ты вошел сюда не в брачной одежде?” Тому нечего ответить и участь его печальна. Мораль: много званных, а мало избранных. И если я правильно ее понимаю, то царь большинство званных должен был бы выгнать, не по этой, так по другой причине.А теперь представим себе это как модель стратегии евангелизационной экспансии. Вначале ставка делается на “нужных людей”: крупную рыбу, за которой более мелкая рыбешка будет плыть косяками. Итак, формируется целевая аудитория. О том, как эта аудитория рвется в церковь можно судить по тому, как много в собраниях выдающейся интеллигенции, влиятельных банкиров и бизнесменов, известных политиков и деятелей культуры. Что, нескольких насчитали? Попрошу Вас мысленно снять перед ними шляпу!J ) Им было что терять! Это, видимо, избранные. Об их участи чуть позже. Однако, надеюсь, вы не будете спорить, если я скажу, что это скорее исключения из общего правила? И вот, когда становится ясно, что ловить мелкую рыбу придется чуть ли не на удочку, минуя приманку, вот тогда-то для исполнительного аппарата экспансии начинается большая работа. В церквях нет стольких евангелистов, чтобы претворять проект в жизнь, поэтому подключают всех, кому не лень. И кому лень – тоже, но виду они не подают. Это именно для них так структурируется и выхолащивается богословие, нивелируясь до уровня: если он скажет так, скажи ему так, а если он ответит так, влепи ему эдак. Я смотрю и удивляюсь: как это все-таки любят иные бабушки (и не только), которым набор “правильных” ответов в подтверждение пусть и сомнительных истин, дает такую упоительную успокоенность и уверенность в правильности выбранной “веры”, что им уже трудно объяснить, что копание в Слове и поиск истины – это процесс всей жизни. В общем, люди приходят, и “возлежат” в собраниях.
Но вот чем яма замаскирована! J ) Для нашего царя из притчи главным было все же проведение брачного пира для своего сына. Поэтому как бы он не заботился о гостях, такой атрибут, как брачная одежда в честь виновника торжества, остался для него приоритетным. Но для стратегов церковно-религиозной экспансии мероприятия всегда – лишь повод. Главное – что в сетях! И сколько. Во что одеты, вообще смотреть некогда.
Здесь Вы, возможно, скажете: “Ну и что? Ну, проникнет несколько таких случайных. Но погоды ведь они не сделают? Да и видно их сразу, так что долго не задержатся”. Э, нет! Я не о каких-то проходимцах говорю, которых сразу видно. Здесь же вопиющее нарушение приоритетов: церковь, вместо того, чтобы готовится к брачному пиру и встрече Жениха, садится на сомнительную диету под названием “количественно-качественный рост”, рискуя
быть обнаруженной хоть и крупной “барышней”, но в неприглядном виде! Короче, я беру, наконец, на себя смелость утверждать следующее: “небрачная” является на сегодняшний день основной формой одежды церкви Христовой. А теперь позвольте спросить: вы сразу начнете отпевать мою заблудшую душу или сначала “намылите” мне вирус?J ) Если же Вы все еще не поняли, о чем я, что ж, терпеливо поясню. Я не хочу сказать, что вот обращенные к Богу люди просто немного скисли, придавило их суетой, и потому их духовные одежды немного обветшались. Нет. Что-то не то у этих обращенных к Богу людей с их обращенностью.Так кто же они такие, эти званные, которые приходят не в брачной одежде? Кто же тогда в брачной? И кто тогда избранные? Исходя из логики притчи, званные, которые приходят в брачной одежде, и есть избранные. А исходя из современного состояния церкви, званные не в брачной одежде это те (моя субъективная оценка), кто идут за обещаниями, не предвидя будущего. Просто у всех людей есть душевные нужды. Если, например, организовывается служение для бизнесменов, то на него приходят только неудачники (сам там былJ ), или те, кто еще на этапе становления. Они идут за обещаниями процветания, еще не зная того, что суть христианства не в процветании, а в жертве. И основная масса бизнесменов, обманувшихся законами преуспевания, исчезает. Остаются те, кто, преодолев этот самообман (или все же обман?), остаются в церкви и рассуждают, не выходя за рамки этического христианства, приправленного изрядной долей скепсиса (их большинство), и
те, кто всем сердцем прилепляются к Живому Богу (их меньшинство). Так вот это меньшинство из меньшинства и есть избранные. И я склонен думать, что они-то самого Бога всегда и искали. Служения же для бизнесменов, изначально создаваемые для духовной помощи практикующим бизнесменам (успешным, желательно) и увеличения впоследствии (а может и сразу) десятин и пожертвований, неизбежно разваливаются. Или другой пример. Церковь берет курс ориентировать свои воскресные богослужения на новообращенных. Все становится предсказуемым, слащавым и разжевывается как в детском саду для умственно отсталых. Трудно даже передать эту атмосферу, в которой ищущему Бога и уже утвержденному человеку становится тесно и душно, как в цинковом гробу. Достигается ли первоначальная цель привлечения новых людей? Нет. Вернее да, но их мало и кроме того это такой сор верующих, которые духовные вопросы обсуждают в основном только в воскресенье за обедом, и то как развлечение: о чем проповедник шутил, как складно пели. Ничего не напоминает? Это проблемы западной церкви. У нас такое уже тоже есть. Но даже среди такого рода “меньшинства” мы можем найти ИСТИННОЕ меньшинство.Прикол (несмешной) можно увидеть еще в том, что тех людей, на которых церковь ориентируется сегодня, завтра ориентируют на тех, кто придет послезавтра. То есть, грубо говоря, их немного “задвигают”.
Итак, кто же такие избранные и можно ли на них вообще ориентироваться? Мне трудно выразить мысль точно, но если званные не в брачной одежде это те, кто идут за обещаниями, не предвидя будущего, то избранные – те, кто сами сознательно ухудшают свое положение. Или, по крайней мере, способны на это. К примеру, я знаю одну сестричку, которая сознательно поставила себя в условия, существенно ограничивающие ее возможности выйти замуж. Фактически, если она выйдет замуж, я буду считать это свидетельством и сверхъестественной помощью Божьей. Разумеется, понимания со стороны окружающих (церковь я имею в виду) – ноль! Конечно, некоторые (особенно сестрыJ )) могут на меня накинутся: “что ты, мол, считаешь желание выйти замуж недуховным? Ты, мол, мужик, тебе легче!” Говорю сразу, что я так не считаю и вообще не советую на меня набрасываться, потому что это будет похоже на то, как один обманутый званный (не Богом, разумеется, а Его нерадивыми слугами) будет упрекать другого обманутого в том, что ему больше повезло в силу каких-то причин. Не нужно этого. Раз уж мы считаем себя избранными (кто еще считает), то и будем мыслить и поступать как избранные.
Вообще я считаю, что церковь в целом живет в нереальном мире, не осознавая, к чему призвана. Церковь не призвана решать социальные проблемы и тому подобное. Ее призвание небесное. Не надо кричать, что она в авангарде нации, это неуместно.
Я обещал рассказать об участи “выдающейся интеллигенции, влиятельных банкиров и бизнесменов, известных политиков и деятелей культуры”, обращающихся к Богу. Разумеется, я имею в виду тех, кто имеет и имя, и статус, и деньги. По моему глубокому убеждению, духовному человеку вход в высшие слои бомонда, бизнеса и политики заказан. Чем выше, тем больше лжи, компромиссов и продажности. Бороться с этой системой невозможно. Не считаться с ней – значит вылететь. Если же и Богу поклоняться и с системой, пусть с неохотой, но считаться, то внутренний конфликт неизбежен. Человек рано или поздно придет к мысли, что нужно упрощать жизнь и довольствоваться значительно меньшим, то есть сознательно ухудшить свое положение. Но, разумеется, на это идут не все. Только меньшинство из меньшинства. Есть и другая проблема. Влиятельный и богатый человек чувствует себя неуютно в собрании верующих. Он подозрителен, никому не может доверять и вокруг видит зависть. От него все всего хотят, а если по какой-то причине получают отказ, делают круглые глаза. Простые братские отношения – лишь мечта. Это мои личные наблюдения. У кого-то эти проблемы выражены больше, у кого-то меньше. Но я ведь и не говорю о среднем классе, я говорю о высших кругах. В связи с этим мне очень странно видеть желание церкви иметь своих людей в большом бизнесе, правительстве и т.д.
Так что же нужно (и не нужно) делать церкви, чтобы не грести обочину? В первую очередь, на мой взгляд, начать заботится о тех, кто уже в церкви, а не будет там завтра или послезавтра. Честно оценить свой контингент, то есть тех, кто идет в церковь без программ, усилий и любой рекламы. И быть благодарными Богу за них. Учить о небесном призвании церкви. Учить больше о кресте, даже, я считаю больше, чем о благодати. Благодать вообще – тема отдельной статьи. О благодати учил Павел. Христос больше учил о кресте. Почему Павел писал так много о благодати? Потому что она была ему открыта Христом, и он сам лично получил особую благодать за свою ревность по Богу. Сначала он был выдающимся ревнителем, а потом получил благодать. Пусть же так будет и с нами. Пусть церковь будет церковью ревнителей по Богу, пусть она будет бельмом в глазу у мира и религиозных дельцов. И тогда она получит особую благодать. И быть может, ей вообще можно будет обходиться без званых приглашений, потому что внешний двор и так будет полон людей, желающих быть частью небесного призвания Церкви Христовой. Избранных Бог привлекает…