Размышления о Писании, Предании и личном откровении.

Что есть истина? Вечный вопрос… Вопрос не в бровь, а в глаз… отрезвляющий, загружающий, мучающий целые поколения и отдельные личности… С каким трудом мы несем в себе этот вопрос, и какую легкость испытываем, найдя истину во Христе. Лично меня именно поиск объективной реальности и привел ко Христу. Какое счастье – ощущать себя знающим истину и причастным к ней. Но время и опыт испытывают на прочность все, все наши убеждения, ставят под сомнение все аксиомы и казалось бы намертво доказанные теоремы, а наше последнее время и жесточайший опыт жизни в этот период занимаются этим с утроенной силой. Есть простой выход – закрыть глаза, заткнуть уши, провозгласить – “Я знаю, потому что я знаю, и не нужны мне никакие переосмысления и вопросы”. Выход простой, эффективный казалось бы, но истинный ли? Правда не боится подобных вызовов и проверок, она готова отвечать за себя, но готовы ли к ответу мы?

Переосмыслить и переоценить в это последнее время придется все учения и постулаты, потрясено будет все, что может быть потрясено, и устоит только то, что от Бога. Хотя это не значит, что желающие заблуждаться и обманывать самих себя потеряют уверенность в своих убеждениях – нет, вполне возможно, они станут еще более тверды в них, как и написано в книге откровения – нечестивый будет скверниться, неправедный будет продолжать делать неправду. Но спасительная сила Евангелия будет явственно действовать именно через ходящих в его свете людях. Но как среди этого великого моря противоречивой информации, среди множества мировоззрений, учений, писаний, откровений, которые одно убедительней другого, отделить истину от лжи? Как во всем этом разобраться, чтобы не упустить ту истину, которую уже имеешь и в то же время очистить свою веру от примесей? Как вместе в грязной водой не выплеснуть и младенца? И в то же время как не побояться избавиться от этих помоев? Каковы критерии определения истинного и ложного? Какие знания, претендующие на звание аксиом, действительно ими являются, а какие нет? Вопросы, вопросы, вопросы… Вопросы, становящиеся еще острее в наш век “теории относительности”, которая обесценивает само понятие “абсолютная истина” и уж тем более ее поиски. “Все относительно, одной истины нет, у каждого своя правда, давайте жить дружно и принимать друг друга такими, какие мы есть” - какая заманчивая примирительная философия, но в то же время нет большего врага истины, чем она. И что мы, люди ищущие Бога и правды Его, можем ей противопоставить? Давайте подумаем, друзья.

Предвижу недоумение многих, особенно “лиц протестантской национальности” - “в чем вопрос, брат? У нас есть истина, абсолютная правда, не требующая доказательств – Священное Писание. Оно дает нам все необходимые знания, давайте будем изучать его – и нет проблем!” О, если бы все было так просто – неужели бы мы имели такое количество непримиримых противоречий и подчас полярных толкований одних и тех же стихов Библии? Осмелюсь высказать еретическую мысль, только не надо сразу камней, дайте хоть пять минутJ - одного Писания для понимания истины недостаточно! Постулат “Соло скриптура” при подробном и тщательном его рассмотрении не выдерживает ни внутреннего, ни внешнего исследования. Что я имею ввиду?

Есть ли у “только Писания” внутренние свидетельства, т.е. содержащиеся в самой Библии? Содержит ли Книга в себе эту мысль? Что она говорит по поводу самодостаточности себя самой для познания истины? Это тема для отдельного исследования, но лично я могу с уверенностью сказать – нет, этой мысли нет, ничего она не говорит! Большинство книг Ветхого и Нового завета не содержат систематизированного учения, являясь обращениями к людям, живущим в определенное время в определенном месте, с той или иной долей “вкрапления” в них универсальной истины, действительной для любого времени и места. Для примера рассмотрим пресловутый вопрос о покрывалах, возникающий при прочтении 11 главы 1 Послания к Коринфянам. Совершенно очевидно, хм, по крайней мере, для меня, что сами по себе покрывала – это только кусочек исторического фона для откровения на все времена о роли мужчин и женщин в обществе, в семье и в церкви. О, если бы это было так же очевидно для консервативного крыла братьев-баптистов, которые, пожалуй, являются самыми последовательными сторонниками “Соло скриптуры”, со всеми вытекающими отсюда последствиями. То же касается и жен в церкви, которые “да молчат” и многих других подобных мест Писания. И достаточно легко пойти по пути древних раввинов, которые выцедили из Торы и пророков всё, похожее на заповеди и провозгласили точное знание о том, что можно и что нельзя, создали полный, по их мнению, регламент общественной и религиозной жизни. Ну и что? Такой опыт многое проясняет, это бесспорно, но так же бесспорно то, что этот путь тупиковый, путь закона, который всегда приводит к одному итогу – невозможности его исполнить и к его “ослаблению плотью” и конечному бессилию(Рим.8:3 ) И на самом деле, гипертрофированное почитание Писания, возведение его в ранг “соло” без всяких условий, производит на свет новое законничество, превращая Освободительный дух Нового завета в мертвую букву Нового закона. Как это часто приходится наблюдать – самые замечательные инициативы спускаются на тормозах только потому, что они приходят через сестер, у которых в Церкви, по мнению ревнителей этого Нового закона, есть одна немаловажная функция – молчать в тряпочку. Сколько сильнейших пророчеств не высказано теми четвертыми, которые остались за бортом служения ради буквального следования 1 Кор. 14: 29! Да разве мало таких примеров, они сплошь и рядом – запреты, ограничения, у нас так не принято, у нас так не заведено, этого не может быть, потому что не может быть никогда.

Евангелия и Послания, несмотря на универсальную суть, содержащуюся в них, все равно являются детьми своего времени и не могут рассматриваться в отрыве от него, а это означает что для полного понимания их смысла необходимо осмысление хотя бы в историческом контексте. Даже этот, никем, пожалуй, не оспариваемый факт, выбивает почву из под ног “безусловной “соло скриптуры”” - ведь история это далеко не математика, в которой все измеряется объективными категориями.

Что я имею ввиду под “безусловным “только Писанием””? Дело в том, что Лютер, провозгласивший эту на самом деле великую для своего времени истину, совершенно не имел ввиду отказ от Предания и опыта древней Церкви. Его постулат – это не отказ от всего прочего в пользу Писания, а возведение Канона во главу угла, причем настолько радикальное, что оно граничило подчас с отказом – но этого требовало то время, в которое Преданием именовалось все, что угодно.

Как? – воскликнут протестанты. А неужели сейчас не то время? Неужели Преданием не и сейчас не оправдываются вещи, которые на наш протестантский взгляд, не имеют ничего общего с христианством? Мой ответ – и да, и нет. И по сей день существуют те вопросы, в которых всем нам, подобно Лютеру, необходимо воскликнуть “Соло..”, но в то же время, полное игнорирование опыта Церкви приводит к схождению многих с ортодоксальных христианских позиций и отказу от учений, без которых христианство невозможно представить, таких, как например учение о Троице, о Богочеловечности Христа. Ведь взять ту же Троицу – “вот нет в Библии этого слова!”,- утверждают унитаристы и с точки зрения “Только Писания” они правы и попробуй их опровергнуть. Нет и все тут, и не надо додумывать! Что же нам возразить им? Как не поддаться этому обольщению, не прибегая к опыту церкви и не рассмотрев этот вопрос в исторической перспективе? Лично для меня наиболее сильным аргументом в пользу Тринитаризма являются не внутренние свидетельства Писания ( из которых многие на самом деле таковыми не являются, на что вполне справедливо указывают единственники – но это отдельная тема ), а тот факт, что если бы не Афанасий, с его неистовым отстаиванием своей точки зрения в борьбе с Арием, мы бы на данный момент имели номинальную церковь с учением Свидетелей Иеговы, и именно оно считалось бы ортодоксальным. Представьте себе эту картину – мало не покажется.

В тот момент было выиграно одно из величайших сражений за истину, когда-либо случавшихся в истории. И я уверен, что тогда Истина Божья восторжествовала над ложью. Вот и иллюстрация связи Писания и опыта Церкви и влияния этой связи на наше сегодняшнее мировоззрение. Так почему же мы, “незагоняющие” протестанты постлютеровской формации, методисты, менониты, баптисты, пятидесятники и харизматы, не видим роли Предания в наших представлениях об истине? Почему кривим лица, слыша ортодоксальную формулу “ Сначала Писание, а затем Предание”, хотя она и заслуживает пристального и беспристрастного изучения? Почему подобно мусульманам, мы почитаем нашу Книгу спущенной Богом с неба чудесным образом? Какие у нас основания так думать? Почему мы так непоследовательны – ведь если “только Писание”, то вперед, отрекайтесь от Троицы, от учения о природе Христа, отвергните все сопоставления терминов внутри Писания, отвергните саму возможность каких-либо выводов из него, ведь оно же самодостаточно!

Когда я думаю о Писании, то на ум приходит его сравнение с огромной коробкой паззлов. В этой коробке сокрыта самая прекрасная картина на свете, но вся она разбита на огромное количество фрагментов, которые могут быть присоединены друг к другу только определенным образом. Кроме того, наиболее правильно воспринять эту картину мы можем только на историческом фоне - еще одна коробка с паззлами, побольше первой. И утверждать, что эта коробка с кусочками и есть картина – хм, ну безосновательно как-то, по меньшей мере. Библия нуждается в осмыслении, в сопоставлении прочитанного нами с историческим и культурным аспектами, с опытом предыдущих поколений христиан, а так же с переложением универсальных истин в нашу культурно-временную среду. И что есть мысль о самодостаточности Писания при принятии во внимание этих необходимостей?

К чему ты клонишь? – спросят многие. Что теперь – бросаться всем на изучение Предания и истории, попытаться объять необъятное? Принять Предание ключём к пониманию истины? Конечно же нет, хотя любой человек, желающий понять истинное значение вещей, должен обратить пристальное внимание на изучение Церковного наследия и истории Христианства. Мысль моя в том, что мы в своих поисках истины, непоколебимого фундамента для жизни, подчас делаем ставку не на ту лошадь, т.е., как уже было сказано выше, объявляем некоторые сомнительные теоремы аксиомами. И только лишь Писание, положенное в основу нашего учения, не является, как бы нам того ни хотелось, гарантом его истинности.

Но если это не гарант, тогда что? Очень сложный вопрос. Сложный и простой одновременно. И у этих сложности и простоты одна причина – ответ на этот вопрос находится в другом мире, его не пощупаешь руками, не увидишь глазами, не прочтешь ни в одной книге. И этот ответ – личное откровение от Бога. Простота заключается в том, что это на самом деле все объясняет, ведь у нас нет более надежного источника познания истины, кроме Божьих уст. Представьте себе, если бы каждый из нас был научен непосредственно Богом, услышал бы Его голос, мог бы увидеть Его не через тусклое стекло, а лицом к лицу, если бы в момент любого нашего разногласия друг с другом мы могли бы призвать Господа и услышать, каково Его мнение по данному вопросу – неужели существовала бы тогда проблема разъединения Христиан, да и вообще хоть какая-нибудь проблема? Очевидно, что нет. Нам нужен Бог, Его присутствие, Его водительство, Его ответы, Его помощь. Его ответы исчерпывающи, слово, исходящее из Его уст здесь и сейчас – это хлеб жизни. Трудность же в том, что как ни крути, нас и Бога разъединяет граница между физическим и духовным мирами, в том, что услышать Бога среди множества голосов конфессий, вероучений, мировоззрений невероятно сложно, а если мы и слышим Его, то все чаще с некоей примесью чего то собственного. Трудность в том, что имея дело с духовным миром так легко запутаться в его проявлениях и впасть в различные ереси. Трудность так же в том, что истинами, полученными из духа, трудно делится, так как людям больше всего нужны некие осязаемые подтверждения, нам бы потрогать и тогда поверить. Список трудностей можно продолжать до бесконечности. Но иного пути у нас, к сожалению или к счастью, нет. Не думаю, что Богу нравится быть просто некоей идеей в нашем мозгу, не по душе ему быть книгой, лежащей на нашем столе, пусть и вечно изучаемой. Бог больше самых прекрасных идей и книг о Нем. Бог желает вырваться из рамок наших представлений о Нем. Он Личность. Истина – это не мысль, это Личность. Познать истину – это познать Эту Личность. Никакая книга не может встать в один ряд с подобным познанием. С такого откровения все началось, им все и закончится. Озвучу смелую мысль – может быть, приходит или должно прийти время для новой реформации, главным лозунгом которой будет “только откровение”? Может, как великим завоеванием Лютера стало то, что с тех пор каждый христианин получил право изучать и толковать Писание, так грандиозным итогом этой будет возможность каждого слышать непосредственно от Бога? Не поймите неправильно, это не отвергает Писания и Предания, так же как “соло скриптура” по Лютеру не была отвержением Предания, а лишь возводило Библию во главу угла. В идеале, по моему мнению, для совершенного знания истины, в нас равным образом должны быть развиты познания и Писания, и Предания, и Откровения. Но откровение из них больше, т.к. оно и есть слово, исходящее из Его уст. Мы можем в совершенстве изучить Книгу Бога и труды выдающихся христиан, но если не будем слышать это слово – все без толку, не будет в нас жизни, не будет в нас света, не будет в нас Бога.

Перспективы устремления большинства христиан к получению такого рода откровения от Бога с одной стороны ужасают – как представишь, сколько мнений столкнутся, сколько лжи будет выдаваться за истину, сколько разногласий нам добавится. Но волков боятся – Бога не познать. В истине, пришедшей от Бога, есть Его сила, сам Бог будет подтверждать ее Своим могуществом, так что заградятся всякие уста. Не нужно страшиться – мы все равно обречены пройти этот путь.

Я не буду сейчас распространяться по поводу того, как услышать Бога, говорит Он явно или образно – это слишком большая тема. Одно знаю точно – Бог может и желает говорить к каждому из нас. Нам бы остановиться и прислушаться, возжаждать Его слова и устремиться на Его поиски – Он не замедлит.

Когда я думаю о себе в свете затронутого вопроса, то ужасаюсь мере собственной субъективности и возникающей из нее уязвимости для разного рода лжи – я вижу, как несовершенны познания, как узок кругозор, как захламлен ум и закомплексована душа, как трудно услышать Бога и как легко не услышать Его, как часто я творю себе Бога по образу и подобию своему. И молюсь Богу, чтобы он помиловал меня и протащил через все эти препятствия к чистоте и ясности познания Его воли и Его истины. Помилуй, Господи, сохрани от зла и лжи, дай услышать, как сердце мое говорит от Тебя… Дай силы послушаться Тебе… Благослови народ Твой, чтобы все были научены Тобой, чтобы Твое слово было высечено в наших сердцах… Помилуй, спаси и сохрани во имя Иисуса. Аминь.

Hosted by uCoz