Назад

Ответ Ямахи на

ответ Виктора Малечко на статью

Протестантизм как зеркало сексуальной революции.

(Ю.Матушанская)

(Текст Матушанской, Текст Виктора, Текст Ямахи) -

 

На самом деле существует не одна проблема, а целых две. Первая – несовместимость реальной жизни в современном мире и пуританской морали “русского баптизма”.

В этом утверждении необходимо уточнение. На месте автора я бы построил предложение следующим образом : " несовместимость реальной жизни христианина в современном мире и пуританской морали “русского баптизма”. Но и такое построение предложения не совсем верно, как мне кажется, отражает мысль автора. Т.к. при прочтении оригинального высказывания сразу же возникает вопрос: " А зачем совмещать реальную жизнь в современном мире вообще с христианской моралью?" Христианское учение очень однозначно определяет свое отношение ко всему, происходящему за пределами "Ковчега Спасения" (Церкви). Никакого компромисса, а значит, и "совместимости" между "миром" и Церковью существовать, по определению, не может. Поэтому я склонен думать, что автор имел в виду мысль следующего содержания: " В условиях реальной жизни в современном мире христианин сталкивается с беспомощностью пуританской морали "русского баптизма", как направляющего фактора, помогающего ему (христианину) правильно ориентироваться во всех перипетиях современной жизни".

Если это так, то в этом случае я тоже не совсем согласен со столь резкой критикой морали "русского баптизма". Чем плох был именно баптизм в доперестроечные годы? (Я имею в виду только "умеренный баптизм").

Чем плох?

Если мы говорим о “баптизме” в широком смысле (не собственно о союзе ЕХБ, а обо всех двух (!) течениях русского полуподпольного протестантизма (то есть баптизм/евангелизм и пятидесятничество), то мое сугубое ИМХО, что церковь эта была в крайне тяжелом состоянии. О Баптизме мало что могу сказать, не была, только видела, - а вот пятидесятничество было просто духовным филиалом зоны на воле. Менталитет изгоев, вечный страх “переписи” (это значит, грубо говоря, что вот придут на собрание на квартире или в частном доме менты, всех перепишут, сообщат на работу, оштрафуют, и все – это равносильно потере работы, выговору, и многим другим неприятностям), страх ареста, страх “предателей” (стукачей). Ведь из общины в 25-50-100 человек вряд ли один или два были героями, остальные были бабушки, отцы семейств, одинокие женщины, совсем не готовые “идти, звеня кандалами”. Полное отсутствие учения: ведь даже Библию найти было проблематично, а книги Дерека Принса в 1980 годы знало всего 10 человек, одним из которых была вот я – я их переводила, а провозили их из-за границы смелые миссионеры в нижнем белье или другим каким нетрадиционным способом. Итак, учения не было, в общине не все уверены были даже в спасении, из духовных действий особо распространено было говорение на языках и пророчество, причем по нынешней оценке последнее редко бывало истинным – учения-то о пророчестве не было, все было ощупью, наугад. Всех мало-мало ярких неординарных личностей, вокруг которых могло собраться пробуждение, незамедлительно сажали. В общем, состояние церкви было ужасным, и спасибо за это мы можем сказать только партии и правительству, дискриминационной и геноцидной их политики. Мы были обречены на вымирание. И конечно, среди этого обреченного на уничтожение народа было столько дикости, что вспомнить страшно.

Конечно, сейчас любят говорить о “героях веры”, и так далее. Да, действительно, верить тогда было подвигом, даже не столько верить, - верили тайно многие, - а быть частью такой вот общины. Ты изгой в обществе, находящийся под запретом на все приличные профессии (получил высшее образование или чуть не получил, фиг тебе вместо диплома и добро пожаловать в дворники и сторожа, котельщики опять же нам остро нужны), объект “борьбы” парткома, профкома и первого отдела, кандидат в зону. В церкви ты можешь приходить на служение и там петь псалмы “Страшно бущует житейское море” – и ты ничего не можешь делать! Ни евангелизировать (слово закрыто от неверующих, они шарахаются от “сектанта”), ни изменить что-то в церкви, ни в мире.

Часто для многих это был подвиг длиной в жизнь. Ведь мы встретили перестройку еще молодыми и успели насладиться свободой, а были люди, прожившие в том кошмаре всю жизнь. Это надо было пережить, но “никто в здравом уме не стал бы к этому стремиться” (с) ЛьюисJ ) Или желать другим.

Вторая – отсутствие в этом самом течении высокой теологии, адекватно отражающей все сложности человеческих отношений с Богом.

Высокой теологии, конечно, в те годы практически не существовало вследствие жестокой цензуры со стороны атеистически-коммунистического государственного аппарата. Литературы не было, и за ее изготовление, доставку из-за границы и распространение соответствующие органы отправляли христиан пилить лес в далекую Сибирь, или на суровую Колыму, отрывая от жен и детей. Этого тоже не стоит забывать! Люди жертвовали самым дорогим ради своей веры в Единого. И, если их теологические знания "основательно хромали", то виноваты в этом были скорее не они, а те, кто ставил своей целью, чтобы теологической мысли, как таковой, вообще не существовало в стране с господствующей атеистической идеологией.

Согласна, см. Выше. Но ее и сейчас, высокой-то, нет.... в протестантизме ее вообще мало...

Эта теология существует в протестантизме вперемежку с философией в тех странах, где есть непрерывная протестантская традиция, но не здесь…, т.к. “протестантская интеллигенция”, способная эту теологию сотворить, в России еще не народилась.

Люди, ищущие Истину, всегда существовали не только в протестантизме, и не только в христианстве. Весь род человеческий произведен Им от одного корня. И "Бог желает, чтобы все люди спаслись". Весь вопрос состоит в том, что автор понимает, когда говорит " протестантская интеллигенция". Предположение, что он имеет в виду наличие диплома об окончании богословского колледжа я отбрасываю сразу и решительно! Если же Юлия имеет в виду категорию христиан, нашедшую в себе силу оторваться от "коллективного бессознательного" всеобщей, а потому невидимой для большинства, религиозной закваски, то такие люди всегда были, но они подвергались репрессиям как со стороны противников христианства, так и (по фатальному недоразумению) со стороны самих христиан. Поэтому о таковых мы не прочтем в книжках, о них не складывали поэм, и вообще, старались, чтобы информация о них особо не распространялась. Я так уверенно говорю это, т.к. меня всегда влекло к таким людям, и я имел счастье общаться с представителями этой "неправильной" категории вольнодумцев с самого начала своего уверования. Судьбы их весьма разнообразны, но большинство из них заканчивали нехорошо. Одни попадали в какую-либо ужасную секту, другие – пересматривали все свое мировоззрение, и становились респектабельными и беспроблемными для своей деноминации "бюргерами", третьи – уезжали в большую и загадочную страну США, их глаза открывались "на настоящую жизнь", и у них пропадало желание не только возвращаться в "эту, Богом оставленную страну "(СНГ), но и даже общаться с теми, кто остался в ней. В принципе, их можно понять в этом! Ведь они искренне считают, что все мы страдаем добровольно. Эдакий у нас у всех мазохистский невроз!

Протестантская интеллигенция – это предполагаемая (ныне очень слабо представленная) прослойка людей умственного труда, ученых, писателей, принадлежавших (БЫ) к протестантской церкви, и представляющих русскую протестантскую МЫСЛЬ (ключевое слово: мысль). Православная И. Есть, протестантской – крайне мало.

У нас у всех мазохистский невроз?J ))))))) Чудесно. Думаю, пора идти к СВОЕМУ психоаналитику стройными рядами.

А если серьезно, то это ведь плохо, мазохистский невроз, как-то надо его преодолевать...

<...>

Мир после Освенцима – это мир дискредитированных патриархальных ценностей. Именно он породил сексуальную революцию. Теперь женщины и мужчины, как и люди разных рас и вероисповеданий, имеют равные права и примерно равные возможности. Таким образом, мужчины имеют меньше ответственности, а женщины больше свободы. Современная женщина сама решает, где она будет жить, что она будет есть и с кем она будет спать. Так думает мир. Вселенная же “русского баптизма”, как и все традиционные общества, отстает от цивилизации на два шага.

Я вот думаю: " А что, собственно, приобрели представительницы неопротестантизма и неохаризматии "догнав цивилизацию"? Свободу приходить в мини-бикини на богослужение?" Здесь сам собой возникает вопрос: "Зачем?" Можно смеяться над "умственной отсталостью" "лицемеров русского баптизма", но одного у них отнять нельзя – несмотря ни на что, они меньше испорчены цивилизацией, чем "свободомысляшие харизматы". И на каких весах взвесить, что хуже в духовном отношении – полные "цивилизованного мусора" мозги и сердца современных неопротестантов или психологическая и умственная закрепощенность "ортодоксов протестантизма"?

Не думаю, что в мини-бикини кто-то приходит на служение, это одежда для пляжа. Я бы очень хотела узнать, что Виктор имеет в виду под цивилизованным мусором в мозгах современных неопротестантов. Свобода читать книги, мыслить, реализовываться в профессии, радоваться жизни, да, и красиво одеваться – что же плохого приобрели современные женщины? Я могу сказать, что имели “русские баптистки и пятидесятницы” - выбор: остаться старой девой или выйти замуж (как правило за человека, которого они плохо знали, потому что “сватовства” случались часто искусственно, жених мог быть из другого города), и рожать каждый год детей. Последнее – имхо – было лучше первого, при условии, если муж был все же хороший. В церкви женщина (в случае, если она оставалась девой) реализоваться тоже не особенно могла. Если у нее был голос и слух, она могла петь, ей также оставляли право “рассказывать стихотворения” на служениях, а в основном стареющие девушки проводили время в сплетнях (это неизбежно, круг общения был крайне мал и замкнут, элементарно был информационный голод, всех людей в церкви знали за многие годы уже как облупленных, и оставалось только обсуждать, кто что сказал или как посмотрел), в депрессиях (которые не считались чем-то особенным, даже песни про них пелись и включались в Богослужение (Иногда мне становится трудно, Самый близкий стоит вдалеке, А на сердце, на сердце так скудно, Уывает оно в тупике). Воспевалась депрессия, безнадега, тупик, счастье было только на небесах (“Не плачь душа, что скорби окружают, Что нету счастья в жизни у тебя, Все счастье там, где мирно отдыхают Святые, кончившие путь свой на земле” - прошу прощение за отсутствие рифмы, так в оригинале). Еще одним средством самореализации женщины (девы) в такой церкви был злостный и беспредельный контроль над руководством. Как известно, “жены в церкви да молчат”, но никто не запрещал им молчать за чаепитием, дома, и в других местах, и там они говорили: обсуждали, осуждали, молились “контролирующими молитвами” за пресвитера (диакона), активно “переживали за церковь” (которая, еще раз напоминаю, могла 25 лет оставаться в одном и том же составе). Были сестры, которые управляли общинами руками братьев, устраивая скандалы, истерики, обструкции. А – если брать пятидесятничество – сколько видений и пророчеств было выдано в адрес не понравившихся служителей и женщин-“конкуренток” (конкуренция в авторитете, влиянии). На голове у таких женщин был платочек – знак смирения перед братьями, а в сердце бушевали страсти, осуждение, контроль.

Думаю, лучше, что в “неопротестантских” церквах нормально одетые, красивые, веселые женщины учат детей, ведут группы, участвуют в делах и руководстве церковью не через “заднее крыльцо”, а честно и открыто, а в свободное время учатся в вузах, работают, делают на работе карьеру. Nes pa?

<....>

 

Здесь я рискну высказать свое личное мнение насчет возможного обустройства судеб одиноких женщин ( и мужчин тоже). Вопрос о нерешенности сексуальных проблем в "пуританских общинах" знаком мне не понаслышке. Но видеть решение всех проблем провозглашении "сексуальной революции" в протестантских общинах – это, на мой взгляд, не есть полное снятие проблемы. Последствия такого снятия запретных ранее барьеров - очень непредсказуемы для всего СНГ-шного протестантизма в целом. Одни действительно устроят свою жизнь, другие увидят, что это им, в действительности, не так уж нужно и было! А те, кто и устроят свою судьбу, возможно, всю оставшуюся жизнь будут бороться с сидящим в подсознании комплексом вины перед Богом.

Сублимация же половой энергии – штука тоже весьма "термоядерная"! Сколько уже было ложных пророчеств, знамений и чудес, имеющих своим источником сублимированную сексуальную неудовлетворенность!

Вот-вот, золотые слова. Сколько песен о “Небесном женихе”, сколько видений и голосов!

На мой взгляд, ап. Павел, в вышеприведенном мною отрывке из Послания Коринфянам, все-таки намекает на "использование ядерной энергии в мирных целях".

Может быть, просто в общине должно существовать правильное "учение о воздержании", создающее некую психологически-духовную атмосферу, способствующую незаметному и абсолютно безболезненному перенаправлению сексуальной энергии на нечто, более полезное для личности и общины в целом? А главное, дающее этой личности большее удовлетворение в душевно-духовном плане, чем даже устроенная семейная жизнь?

  1. Есть конкретные предложения? Как БЕЗБОЛЕЗНЕННО и НЕЗАМЕТНО направить неудовлетворенность женщины не просто сексуальную, а гораздо более глубокую – когда нет рядом родного человека, нет чувства принадлежности, нет возможности иметь детей (вне брака нельзя, а брак невозможен, потому что “на десять девчонок” по церковной статистике 0,5 ребят), нет семьи, родители плачут – ждут внуков, а их возможно никогда не будет? Элементарное одиночество, чисто человеческое, когда дома только “некормленный кот”? Ведь не будет же она все время проводить с такими же незамужними подружками, а если и будет, то “таких страстей конец бывает страшен”, женские дружбы в церквах – это то еще явление.
  2. Большее удовлетворение? Чем любить и быть любимым? Хм.

Мое имхо. Есть (или предполагается, что есть) души простые, несложные. Как писала Цветаева, они способны “шоколадом лечить печаль”. Если конкретно, то например, такая женщина, поплакав немного о своей неустроенной судьбе, может купить новую юбку, или сделать прическу, и реально поднять себе настроение. Одни впечатления начисто вытесняют другие. Именно исходя из такого предполагаемого свойства женской души часто бабоньки друг другу советуют: “Бросил тебя муж? Наплюй, разотри, пойди в клуб фитнеса, займись разведением цветов, пойди на курсы дизайна, накрасься, смени прическу”. Исходная посылка: ты отвлечешься, и приятные впечатления от фитнеса заменят в твоей душе скорбь от одиночества. Отсюда советская женская народная мудрость: “Все мужики сволочи, а счастье в честном труде”. То есть наплюй на личное, займись общественным, тебя все будут уважать, ценить, и это ЗАМЕНИТ любовь.

Но мне кажется, что в душе человека есть много разных уголков. Есть пустота, которую может заполнить только Бог. Есть пустота, которую может заполнить только любовь и брак, дети и семья. И пытаться заполнить эту пустоту кучей “дел” – бессмысленно. Если человек голодный, ему нужен хлеб, а не культпоход в цирк.

Поэтому “большее удовлетворение” вряд ли что-то может дать. Это будет на другом уровне, в другой плоскости, но пустота останется.

 

 

И неизвестно чем закончится его борьба с проблемой. В сексуальной жизни положительным результатом является не прекращение греха (иначе в протестантизм надо ввести монашество с его социальным обеспечением обитателей монастыря), а устройство личной жизни.

Как я уже писал выше – не считаю, что обустройство личной жизни является единственным положительным выходом для неустроенных судеб.

А что же тогда? “Счастье в труде”?

Тогда возникает вопрос, кто несет ответственность за неустроенную личную жизнь того или иного человека? Если это, как на том настаивает современная Западная цивилизация, - сам человек, то его жизнь должна быть личной, а не публичной, и он должен устраивать ее так, как может, и никто не в праве лишать его места под религиозным солнцем протестантской общины. Если же это – община, тогда она должна обеспечивать все то множество одиноких бабушек, которые являются результатом ее пуританского ханжества.

С этим – согласен! Берущий на себя ответственность решать судьбу человека – должен чем-то за это платить! Если не деньгами, то полным посвящением своей жизни тем, чьи судьбы он берется решать столь кардинальным образом. Вообще-то хирург перед ответственной операцией должен осознавать, что его накажут, если он легкомысленно отнесется к жизни оперируемого больного!

А мне кажется, что НИКТО не имеет права решать судьбу другого человека. Никто не может сказать: давай ты никогда не выйдешь замуж, а за это я тебе полностью жизнь посвящу. Во-первых, жизнь того, кто ее собирается “посвящать”, предназначена тоже не для этого, а во-вторых, все равно ведь не посвятит так, чтобы это полностью компенсировало одиночество “бабушки” или сорокалетней “девы”.

На этом пока заканчиваю.

Ямаха

 

 

 

Hosted by uCoz