Ответ Ямахи на
ответ Виктора Малечко на статью
Протестантизм как зеркало сексуальной революции.
(Ю.Матушанская)
(Текст Матушанской,
Текст Виктора, Текст Ямахи) -
На самом деле существует не одна проблема, а целых две. Первая – несовместимость реальной жизни в современном мире и пуританской морали “русского баптизма”.
В этом утверждении необходимо уточнение. На месте автора я бы построил предложение следующим образом : " несовместимость реальной жизни христианина в современном мире и пуританской морали “русского баптизма”. Но и такое построение предложения не совсем верно, как мне кажется, отражает мысль автора. Т.к. при прочтении оригинального высказывания сразу же возникает вопрос: " А зачем совмещать реальную жизнь в современном мире вообще с христианской моралью?" Христианское учение очень однозначно определяет свое отношение ко всему, происходящему за пределами "Ковчега Спасения" (Церкви). Никакого компромисса, а значит, и "совместимости" между "миром" и Церковью существовать, по определению, не может. Поэтому я склонен думать, что автор имел в виду мысль следующего содержания: " В условиях реальной жизни в современном мире христианин сталкивается с беспомощностью пуританской морали "русского баптизма", как направляющего фактора, помогающего ему (христианину) правильно ориентироваться во всех перипетиях современной жизни".
Если это так, то в этом случае я тоже не совсем согласен со столь резкой критикой морали "русского баптизма". Чем плох был именно баптизм в доперестроечные годы? (Я имею в виду только "умеренный баптизм").
Чем плох?
Если мы говорим о “баптизме” в широком смысле (не собственно о союзе ЕХБ, а обо всех двух (!) течениях русского полуподпольного протестантизма (то есть баптизм/евангелизм и пятидесятничество), то мое сугубое ИМХО, что церковь эта была в крайне тяжелом состоянии. О Баптизме мало что могу сказать, не была, только видела, - а вот пятидесятничество было просто духовным филиалом зоны на воле. Менталитет изгоев, вечный страх “переписи” (это значит, грубо говоря, что вот придут на собрание на квартире или в частном доме менты, всех перепишут, сообщат на работу, оштрафуют, и все – это равносильно потере работы, выговору, и многим другим неприятностям), страх ареста, страх “предателей” (стукачей). Ведь из общины в 25-50-100 человек вряд ли один или два были героями, остальные были бабушки, отцы семейств, одинокие женщины, совсем не готовые “идти, звеня кандалами”. Полное отсутствие учения: ведь даже Библию найти было проблематично, а книги Дерека Принса в 1980 годы знало всего 10 человек, одним из которых была вот я – я их переводила, а провозили их из-за границы смелые миссионеры в нижнем белье или другим каким нетрадиционным способом. Итак, учения не было, в общине не все уверены были даже в спасении, из духовных действий особо распространено было говорение на языках и пророчество, причем по нынешней оценке последнее редко бывало истинным – учения-то о пророчестве не было, все было ощупью, наугад. Всех мало-мало ярких неординарных личностей, вокруг которых могло собраться пробуждение, незамедлительно сажали. В общем, состояние церкви было ужасным, и спасибо за это мы можем сказать только партии и правительству, дискриминационной и геноцидной их политики. Мы были обречены на вымирание. И конечно, среди этого обреченного на уничтожение народа было столько дикости, что вспомнить страшно.
Конечно, сейчас любят говорить о “героях веры”, и так далее. Да, действительно, верить тогда было подвигом, даже не столько верить, - верили тайно многие, - а быть частью такой вот общины. Ты изгой в обществе, находящийся под запретом на все приличные профессии (получил высшее образование или чуть не получил, фиг тебе вместо диплома и добро пожаловать в дворники и сторожа, котельщики опять же нам остро нужны), объект “борьбы” парткома, профкома и первого отдела, кандидат в зону. В церкви ты можешь приходить на служение и там петь псалмы “Страшно бущует житейское море” – и ты ничего не можешь делать! Ни евангелизировать (слово закрыто от неверующих, они шарахаются от “сектанта”), ни изменить что-то в церкви, ни в мире.
Часто для многих это был подвиг длиной в жизнь. Ведь мы встретили перестройку еще молодыми и успели насладиться свободой, а были люди, прожившие в том кошмаре всю жизнь. Это надо было пережить, но “никто в здравом уме не стал бы к этому стремиться” (с) ЛьюисJ ) Или желать другим.
Вторая – отсутствие в этом самом течении высокой теологии, адекватно отражающей все сложности человеческих отношений с Богом.
Высокой теологии, конечно, в те годы практически не существовало вследствие жестокой цензуры со стороны атеистически-коммунистического государственного аппарата. Литературы не было, и за ее изготовление, доставку из-за границы и распространение соответствующие органы отправляли христиан пилить лес в далекую Сибирь, или на суровую Колыму, отрывая от жен и детей. Этого тоже не стоит забывать! Люди жертвовали самым дорогим ради своей веры в Единого. И, если их теологические знания "основательно хромали", то виноваты в этом были скорее не они, а те, кто ставил своей целью, чтобы теологической мысли, как таковой, вообще не существовало в стране с господствующей атеистической идеологией.
Согласна, см. Выше. Но ее и сейчас, высокой-то, нет.... в протестантизме ее вообще мало...
Эта теология существует в протестантизме вперемежку с философией в тех странах, где есть непрерывная протестантская традиция, но не здесь…, т.к. “протестантская интеллигенция”, способная эту теологию сотворить, в России еще не народилась.
Люди, ищущие Истину, всегда существовали не только в протестантизме, и не только в христианстве. Весь род человеческий произведен Им от одного корня. И "Бог желает, чтобы все люди спаслись". Весь вопрос состоит в том, что автор понимает, когда говорит " протестантская интеллигенция". Предположение, что он имеет в виду наличие диплома об окончании богословского колледжа я отбрасываю сразу и решительно! Если же Юлия имеет в виду категорию христиан, нашедшую в себе силу оторваться от "коллективного бессознательного" всеобщей, а потому невидимой для большинства, религиозной закваски, то такие люди всегда были, но они подвергались репрессиям как со стороны противников христианства, так и (по фатальному недоразумению) со стороны самих христиан. Поэтому о таковых мы не прочтем в книжках, о них не складывали поэм, и вообще, старались, чтобы информация о них особо не распространялась. Я так уверенно говорю это, т.к. меня всегда влекло к таким людям, и я имел счастье общаться с представителями этой "неправильной" категории вольнодумцев с самого начала своего уверования. Судьбы их весьма разнообразны, но большинство из них заканчивали нехорошо. Одни попадали в какую-либо ужасную секту, другие – пересматривали все свое мировоззрение, и становились респектабельными и беспроблемными для своей деноминации "бюргерами", третьи – уезжали в большую и загадочную страну США, их глаза открывались "на настоящую жизнь", и у них пропадало желание не только возвращаться в "эту, Богом оставленную страну "(СНГ), но и даже общаться с теми, кто остался в ней. В принципе, их можно понять в этом! Ведь они искренне считают, что все мы страдаем добровольно. Эдакий у нас у всех мазохистский невроз!
Протестантская интеллигенция – это предполагаемая (ныне очень слабо представленная) прослойка людей умственного труда, ученых, писателей, принадлежавших (БЫ) к протестантской церкви, и представляющих русскую протестантскую МЫСЛЬ (ключевое слово: мысль). Православная И. Есть, протестантской – крайне мало.
У нас у всех мазохистский невроз?J ))))))) Чудесно. Думаю, пора идти к СВОЕМУ психоаналитику стройными рядами.
А если серьезно, то это ведь плохо, мазохистский невроз, как-то надо его преодолевать...
<...>
Мир после Освенцима – это мир дискредитированных патриархальных ценностей. Именно он породил сексуальную революцию. Теперь женщины и мужчины, как и люди разных рас и вероисповеданий, имеют равные права и примерно равные возможности. Таким образом, мужчины имеют меньше ответственности, а женщины больше свободы. Современная женщина сама решает, где она будет жить, что она будет есть и с кем она будет спать. Так думает мир. Вселенная же “русского баптизма”, как и все традиционные общества, отстает от цивилизации на два шага.
Я вот думаю: " А что, собственно, приобрели представительницы неопротестантизма и неохаризматии "догнав цивилизацию"? Свободу приходить в мини-бикини на богослужение?" Здесь сам собой возникает вопрос: "Зачем?" Можно смеяться над "умственной отсталостью" "лицемеров русского баптизма", но одного у них отнять нельзя – несмотря ни на что, они меньше испорчены цивилизацией, чем "свободомысляшие харизматы". И на каких весах взвесить, что хуже в духовном отношении – полные "цивилизованного мусора" мозги и сердца современных неопротестантов или психологическая и умственная закрепощенность "ортодоксов протестантизма"?
Не думаю, что в мини-бикини кто-то приходит на служение, это одежда для пляжа. Я бы очень хотела узнать, что Виктор имеет в виду под цивилизованным мусором в мозгах современных неопротестантов. Свобода читать книги, мыслить, реализовываться в профессии, радоваться жизни, да, и красиво одеваться – что же плохого приобрели современные женщины? Я могу сказать, что имели “русские баптистки и пятидесятницы”
- выбор: остаться старой девой или выйти замуж (как правило за человека, которого они плохо знали, потому что “сватовства” случались часто искусственно, жених мог быть из другого города), и рожать каждый год детей. Последнее – имхо – было лучше первого, при условии, если муж был все же хороший. В церкви женщина (в случае, если она оставалась девой) реализоваться тоже не особенно могла. Если у нее был голос и слух, она могла петь, ей также оставляли право “рассказывать стихотворения” на служениях, а в основном стареющие девушки проводили время в сплетнях (это неизбежно, круг общения был крайне мал и замкнут, элементарно был информационный голод, всех людей в церкви знали за многие годы уже как облупленных, и оставалось только обсуждать, кто что сказал или как посмотрел), в депрессиях (которые не считались чем-то особенным, даже песни про них пелись и включались в Богослужение (Иногда мне становится трудно, Самый близкий стоит вдалеке, А на сердце, на сердце так скудно, Уывает оно в тупике). Воспевалась депрессия, безнадега, тупик, счастье было только на небесах (“Не плачь душа, что скорби окружают, Что нету счастья в жизни у тебя, Все счастье там, где мирно отдыхают Святые, кончившие путь свой на земле” - прошу прощение за отсутствие рифмы, так в оригинале). Еще одним средством самореализации женщины (девы) в такой церкви был злостный и беспредельный контроль над руководством. Как известно, “жены в церкви да молчат”, но никто не запрещал им молчать за чаепитием, дома, и в других местах, и там они говорили: обсуждали, осуждали, молились “контролирующими молитвами” за пресвитера (диакона), активно “переживали за церковь” (которая, еще раз напоминаю, могла 25 лет оставаться в одном и том же составе). Были сестры, которые управляли общинами руками братьев, устраивая скандалы, истерики, обструкции. А – если брать пятидесятничество – сколько видений и пророчеств было выдано в адрес не понравившихся служителей и женщин-“конкуренток” (конкуренция в авторитете, влиянии). На голове у таких женщин был платочек – знак смирения перед братьями, а в сердце бушевали страсти, осуждение, контроль.Думаю, лучше, что в “неопротестантских” церквах нормально одетые, красивые, веселые женщины учат детей, ведут группы, участвуют в делах и руководстве церковью не через “заднее крыльцо”, а честно и открыто, а в свободное время учатся в вузах, работают, делают на работе карьеру.
Nes pa?<....>
Здесь я рискну высказать свое личное мнение насчет возможного обустройства судеб одиноких женщин ( и мужчин тоже). Вопрос о нерешенности сексуальных проблем в "пуританских общинах" знаком мне не понаслышке. Но видеть решение всех проблем провозглашении "сексуальной революции" в протестантских общинах – это, на мой взгляд, не есть полное снятие проблемы. Последствия такого снятия запретных ранее барьеров - очень непредсказуемы для всего СНГ-шного протестантизма
в целом. Одни действительно устроят свою жизнь, другие увидят, что это им, в действительности, не так уж нужно и было! А те, кто и устроят свою судьбу, возможно, всю оставшуюся жизнь будут бороться с сидящим в подсознании комплексом вины перед Богом.Сублимация же половой энергии – штука тоже весьма "термоядерная"! Сколько уже было ложных пророчеств, знамений и чудес, имеющих своим источником сублимированную сексуальную неудовлетворенность!
Вот-вот, золотые слова. Сколько песен о “Небесном женихе”, сколько видений и голосов!
На мой взгляд, ап. Павел, в вышеприведенном мною отрывке из Послания Коринфянам, все-таки намекает на "использование ядерной энергии в мирных целях".
Может быть, просто в общине должно существовать правильное "учение о воздержании", создающее некую психологически-духовную атмосферу, способствующую незаметному и абсолютно безболезненному перенаправлению сексуальной энергии на нечто, более полезное для личности и общины в целом? А главное, дающее этой личности большее удовлетворение в душевно-духовном плане, чем даже устроенная семейная жизнь?
Мое имхо. Есть (или предполагается, что есть) души простые, несложные. Как писала Цветаева, они способны “шоколадом лечить печаль”. Если конкретно, то например, такая женщина, поплакав немного о своей неустроенной судьбе, может купить новую юбку, или сделать прическу, и реально поднять себе настроение. Одни впечатления начисто вытесняют другие. Именно исходя из такого предполагаемого свойства женской души часто бабоньки друг другу советуют: “Бросил тебя муж? Наплюй, разотри, пойди в клуб фитнеса, займись разведением цветов, пойди на курсы дизайна, накрасься, смени прическу”. Исходная посылка: ты отвлечешься, и приятные впечатления от фитнеса заменят в твоей душе скорбь от одиночества. Отсюда советская женская народная мудрость: “Все мужики сволочи, а счастье в честном труде”. То есть наплюй на личное, займись общественным, тебя все будут уважать, ценить, и это ЗАМЕНИТ любовь.
Но мне кажется, что в душе человека есть много разных уголков. Есть пустота, которую может заполнить только Бог. Есть пустота, которую может заполнить только любовь и брак, дети и семья. И пытаться заполнить эту пустоту кучей “дел” – бессмысленно. Если человек голодный, ему нужен хлеб, а не культпоход в цирк.
Поэтому “большее удовлетворение” вряд ли что-то может дать. Это будет на другом уровне, в другой плоскости, но пустота останется.
И неизвестно чем закончится его борьба с проблемой. В сексуальной жизни положительным результатом является не прекращение греха (иначе в протестантизм надо ввести монашество с его социальным обеспечением обитателей монастыря), а устройство личной жизни.
Как я уже писал выше – не считаю, что обустройство личной жизни является единственным положительным выходом для неустроенных судеб.
А что же тогда? “Счастье в труде
”?Тогда возникает вопрос, кто несет ответственность за неустроенную личную жизнь того или иного человека? Если это, как на том настаивает современная Западная цивилизация, - сам человек, то его жизнь должна быть личной, а не публичной, и он должен устраивать ее так, как может, и никто не в праве лишать его места под религиозным солнцем протестантской общины. Если же это – община, тогда она должна обеспечивать все то множество одиноких бабушек, которые являются результатом ее пуританского ханжества.
С этим – согласен! Берущий на себя ответственность решать судьбу человека – должен чем-то за это платить! Если не деньгами, то полным посвящением своей жизни тем, чьи судьбы он берется решать столь кардинальным образом. Вообще-то хирург перед ответственной операцией должен осознавать, что его накажут, если он легкомысленно отнесется к жизни оперируемого больного!
А мне кажется, что НИКТО не имеет права решать судьбу другого человека. Никто не может сказать: давай ты никогда не выйдешь замуж, а за это я тебе полностью жизнь посвящу. Во-первых, жизнь того, кто ее собирается “посвящать”, предназначена тоже не для этого, а во-вторых, все равно ведь не посвятит так, чтобы это полностью компенсировало одиночество “бабушки” или сорокалетней “девы”.
На этом пока заканчиваю.
Ямаха